Что делать, если пришло СМС о списании средств, в то время как вы точно ничего не покупали? Скорее всего, этот инцидент — дело рук мошенников. Если коротко, то вам нужно не позднее следующего дня после уведомления, а лучше немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Если вы не хранили ПИН-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные, то велика вероятность, что деньги еще можно вернуть.
Сейчас мы подробно разберем, что же все-таки необходимо сделать.
1. Заблокировать карту
Так мошенники не смогут снять оставшиеся на ней средства. Сделать это можно разными способами:
- Через мобильное приложение банка. В данном случае нужно выбрать «пострадавшую» карту и выполнить команду «Заблокировать».
- По телефону горячей линии. Номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка. Оператор попросит вас назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС-сообщения, а далее заблокирует карту.
- В онлайн-банке. Зайдите в личный кабинет на сайте банка, найдите опцию «Заблокировать карту» и подтвердите свое действие кодом из СМС.
- По СМС. Некоторые банки предусматривают и такую опцию. Обычно для этого надо отправить на короткий номер банка кодовое слово (например, «блокировка») и через пробел последние четыре цифры номера карты. Вы получите код, который надо снова отправить на номер банка для подтверждения блокировки.
- В отделении банка. Придя в отделение (с паспортом), вы сможете не только заблокировать карту, но и сразу написать заявление на возврат денег.
2. Сообщить банку о краже и оформить возврат денег
Как именно вы должны сообщить о краже — по телефону или лично в отделении — прописано в вашем договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора. Но писать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги в любом случае придется в отделении. И не забудьте сохранить копию заявления с отметкой, что оно принято банком.
По закону банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия:
- Сообщили о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции.
- Не нарушали правила безопасности при использовании карты: не сообщали мошенникам данные карты, не хранили ПИН-код вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту.
3. Написать заявление в полицию.
Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Банк проведет служебное расследование. Если мошенники действовали на территории России, то оно продлится максимум 30 дней, если операция была международной — 60 дней. По итогам расследования с вами свяжется сотрудник банка и сообщит о решении. Самый позитивный исход этой ситуации — долгожданное возвращение средств владельцу. Но возможны и другие варианты развития событий. Рассмотрим два из них.
Банк согласился вернуть деньги, но не спешит перечислять средства
Чаще всего банки указывают срок возврата денег в договоре. Если за указанный срок (30 или 60 дней) банк не пополнил ваш счет, можно обращаться в суд.
Если же в договоре с банком сроки не установлены, то данная организация должна подчиняться требованиям 314 статьи Гражданского кодекса, согласно которой ей следует выполнить свои обязательства «в разумный срок»: в течение семи дней с момента, когда вы предъявите свои требования. Другими словами, вы можете подождать пару недель, и если за это время деньги не вернут, то идите в банк писать заявление. В нем со ссылкой на Гражданский кодекс нужно потребовать перечислить украденную сумму в срок до семи дней.
Банк отказался возвращать деньги
В такой ситуации прежде всего нужно потребовать у банка письменный отказ с пояснением причин, по которым он не соглашается возвратить средства. В случае если банк не представит такого отказа или предоставит его, но приведет неубедительное обоснование, рекомендуется обратиться в суд. При условии соблюдения договорных обязательств и своевременного уведомления о незаконной операции, скорее всего, суд вынесет решение в пользу клиента и деньги будут возвращены.
А что если банк не уведомил меня о незаконной операции? Получится ли в таком случае вернуть деньги?
В соответствии с законодательством банк обязуется информировать вас обо всех операциях, связанных с вашей картой. Каким именно способом это осуществляется, подробно описано в вашем договоре. Это могут быть СМС-оповещения, электронные письма и другие.
Если мошенники совершили незаконное списание с вашей карты, а банк не предупредил вас об этом, то в соответствии с законом он обязан компенсировать возникшие убытки. И даже если вы выявили такую кражу не сразу, а спустя некоторое время, например, через месяц или год после того, как она была совершена, банк все равно несет ответственность за возмещение ущерба.
В этом случае сначала нужно написать заявление в банк с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Если же банк откажется их перечислить, то можно идти в суд.
Как защитить деньги на карте от мошенников?
Вот несколько правил, которые помогут вам сохранить средства в безопасности:
- Держите операции по счету под контролем. Например, подключите услугу СМС-информирования об операциях по карте. Вместо СМС-сообщений можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка. Но в этом случае важно следить, чтобы у вас всегда был подключен мобильный интернет.
- Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию, даже если вам звонит якобы менеджер банка. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас ПИН-код или CVC-/CVV-код.
- Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из поля вашего зрения. Стоит также следить за тем, чтобы с камер наблюдения не было видно, как вы набираете ПИН-код.
- Заходите только на проверенные сайты и не переходите по сомнительным ссылкам.
- Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказе в проведении операции или других проблемах с картой. Для этого звоните на горячую линию банка.