В настоящее время в мире наблюдается стремительное увеличение числа киберугроз. В СМИ всего мира постоянно появляются новые сообщения об атаках хакеров, которые опустошают банковские счета простых граждан, перехватывают их персональные данные. В данном случае существенную роль играет кибербезопасность.
Кибербезопасность — это защита подключенных к интернету систем (оборудования, программного обеспечения и данных) от киберугроз. Основной целью кибербезопасности является предотвращение кражи или компрометации информации. Для достижения этой цели необходимо соблюдение трех составляющих: конфиденциальности, целостности и доступности. Конфиденциальность подразумевает набор правил, ограничивающих доступ к информации. Целостность гарантирует, что информация является точной и достоверной. Доступность же отвечает за надежность доступа к информации уполномоченных лиц.
Кибербезопасность может быть полезна во многих областях. Рассмотрим некоторые из них:
- Безопасность критической инфраструктуры — сюда относятся электрические сети, транспортная сеть, автоматизированные системы управления и информационно-коммуникационные системы и многие другие системы, защита которых имеет жизненно важное значение для безопасности страны и благополучия граждан;
- Сетевая безопасность;
- Безопасность приложений;
- Облачная безопасность;
- Обучение пользователей — пользователи, проинформированные об актуальных угрозах, не станут открывать вложения из подозрительных электронных писем, откажутся от использования ненадежных USB-устройств и не станут прикреплять на монитор свои логины и пароли;
- Аварийное восстановление (планирование)непрерывности бизнеса;
- Операционная безопасность.
Типы угроз кибербезопасности
Кибератаки становятся все изощреннее и изощреннее, поэтому специалисты по кибербезопасности всегда стараются быть начеку. Ниже рассмотрим основные типы угроз, с которыми им приходится бороться:
- Вредоносное программное обеспечение (ВПО). Вредоносные программы крадут, шифруют и удаляют конфиденциальные данные, отслеживают активность компьютеров или приложений.
- Сталкерское ПО. Такие программы позволяют злоумышленникам просматривать фотографии и файлы на устройстве жертвы, подглядывать за ними через камеру смартфона и многое другое.
- Социальная инженерия. В данном случае злоумышленники втираются в доверие к пользователям и вынуждают их выдать какую-либо конфиденциальную информацию.
- Фишинг. Хакеры выманивают у пользователей данные банковских карт или данные для входа в аккаунты, рассылая им письма с поддельными ссылками.
- Целевая атака. Продолжительная кибератака, при которой злоумышленник получает доступ к сети и следит за вами в течение длительного периода времени, чтобы украсть ценные данные.
- DoS-атака, или атака типа «отказ в обслуживании». В результате такой атаки можно заблокировать доступ к серверам, устройствам, службам, сетям, приложениям и даже определенным транзакциям внутри приложений.
- Внутренние угрозы. Данные нарушения безопасности провоцируются инсайдерами — сотрудниками, подрядчиками или клиентами. Иногда это происходит из-за небрежности, а иногда намеренно.
- Атаки на цепочку поставок. Хакеры компрометируют одну организацию, а затем продвигаются вверх по цепочке поставок, чтобы получить доступ к системам другой.